Обычаи и традиции татарского народа. Свадебные обряды татар

23.01.15 | Admin_Turklib


svadba.jpg (16.23 Kb)

Традиции и обычаи татарского народа затрагивают и такой переломный момент в жизни людей как свадьба. Рассмотрим распространенные свадебные обряды татар.

У татар, как и у многих народов, перед свадьбой совершалось сватовство и сговор. Со стороны жениха в нем принимал участие кто-нибудь из старших родственников и сват - яучы. Если предстоящий брак был одобрен родителями невесты, во время сговора решались "административные вопросы". Во время сговора оговаривался размер калыма и приданного невесты, решались вопросы о количестве гостей и назначался день свадьбы. После сватовства девушка становилась ярышылган кыз - сосватанная.

В следующие недели обе стороны вели подготовку к свадьбе. Семья жениха собирала калым, готовила различный домашний скарб: подушки, перины, и пр. В обязанности жениха входило приобретение подарков невесте и ее родственникам. Невеста собирала приданное, которое готовила загодя, начиная с 12 лет. В приданное девушки входило нижнее белье, платья самостоятельного изготовления. Так же невеста готовила одежду в подарок будущему мужу: вышитые рубахи, шерстяные носки, штаны. Обе стороны занимались подготовкой будущего свадебного пира.

По традиции, невеста не видела жениха до свадьбы. Поэтому первый день свадьбы невеста с подругами половину дня проводила в кияу эйе (в переводе дом жениха). Девушки занимались гаданием, какой предстоит будущая жизнь невесты. В качестве этого дома использовали дом кого-нибудь из родственников, или летний домик.

Жених до свадебной церемонии был в доме своих родителей.

Само бракосочетание и первый день свадебного пира проводились в доме невесты, куда гости начинали съезжаться ко второй половине дня.

Свадебные обряды татар также включают в себя то, что перед всем свадебным собранием туй (мулла) читал полагающуюся по случаю молитву. После прочтения молитвы брак считался заключенным. Невеста в это время прощалась с подружками и сестрами, и начинался обряд освещения брачной постели - урын котлау. Все гости со стороны невесты, приходящие в кияу эйе, должны были присесть на перину, или потрогать ее рукой. Можно было даже лечь. Приходящие оставляли по нескольку монет на специальном блюде. После того, как все гости опробовали перину, невеста оставалась в доме с пожилой женщиной, которая обучала ее тому, как принять жениха.

Под вечер празднично одетый жених и его дружки - кияу жегетлэре отправлялись к дому родителей невесты. Там жениху предстояло в шутливой форме доказать свои хорошие качества. После угощения жениха его провожали к невесте. Для того, чтобы его пустили к невесте, жених должен был выплатить кияу акчасы - выкуп.

После ночи новобрачных вели в баню (туй мунчасы). После новобрачных в баню входили родители жениха. Посещение бани после новобрачных считалось почетом. Затем приходили друзья жениха узнать о здоровье молодых супругов (хэл белергэ). Пришедших гостей угощали. Женщины собирались отдельно. После обеда совершался обряд арка сею - поглаживание по спине. В дом, где собрались женщины, приглашали молодую, ставили ее на колени в углу. Эта традиция означала покорность женской судьбе. Девушка пела песню. Некоторые песни были настолько трогательными, что вызывали слезы у присутствующих. Во время этого мать жениха, ее сестры и старшая сестра жениха подходили к невесте, говорили ей ласковые слова, давали наставления, как вести себя в семейной жизни и поглаживали по спине. После этого все сватьи -кодагыйлар одаривали невесту, или давали ей деньги.

К концу дня породнившиеся семьи обменивались дарами: родственницы со стороны невесты дарили гостям платки, или другие мелкие предметы, гости отдаривались деньгами. После этого гости разъезжались.

Не каждая семья могла сразу выплатить оговоренный калым. Поэтому после совершения обряда бракосочетания жених возвращался в дом своих родителей, а невеста оставалась в доме своих родителей. Муж посещал свою жену каждую ночь, а после возвращался к себе. Так могло продолжаться от полугода до двух лет. Этот период в жизни молодых назывался кияулэп йэрергэ. За время кияулэп йэрергэ семья собирала и выплачивала калым, муж строил дом для семьи. Нередко случалось, что к моменту, когда супруги начинали жить в своем доме, у них уже рождались дети.

Переезд молодой в дом мужа ознаменовывался вторым этапом свадьбы. В этот день муж отправлял за женой красиво украшенную повозку. В нее раскладывалось приданное, усаживалась молодая жена и родственники-подростки - младшие братья, племянники. Родители молодой и ее остальные родственники помещались в других разукрашенных лентами, повозках и весь поезд отправлялся в дом родителей мужа.

Семья мужа встречала гостей. Мать и старшая сестра подавали каравай и мед. Родственник мужа подводил к повозке молодой теленка и клал на землю подушку. Молодая жена спускалась из повозки на подушку, опираясь на теленка - символ благосостояния. После она отламывала кусочек хлеба и съедала его с медом. Если мать мужа хотела показать свое доброе отношение к невестке, она кормила ее медом с ложки.

После этого молодая жена совершала обряда освещения своего нового дома и ее отправляли по воду. Родственники мужа внимательно смотрели, сколько воды расплескает невестка: если мало - то она считалась радивой хозяйкой.

Церемонию завершал свадебный пир, на котором муж и жена прислуживали гостям.


Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2255
Рейтинг:
  • 0

Реклама от партнеров: