Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов. Часть 1.

26.12.09 | amankos_75


http//photoload.ru/data/3c/08/60/3c0860df43ae40a2c6c88d27bd653be8.jpg


Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов. Часть 1.
Author: Нурумбаев А.А.
Publisher: Ашхабад
Publication date: 16.12.09.
Format / Quality: TXT
Language:Russian


Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов.
Часть 1.

1.Племенные названия казахов-алшынов.


Последние исследования автора этих строк показали, что история происхождения многих казахских племён Младшего жуза связана с историей аланского этноса. На аланское происхождение казахов Младшего жуза указывает, прежде всего, их собирательное, генеральное название-Алшын. По мнению лингвистов Джанузакова Т.Д. и Кенесбаева С.К. в основе этнонима алшын лежит название скифского племени алазон, которое в 6-5вв.до. н.э. проживало на берегах Чёрного и Азовского морей. Трансформация этнонима алазон в алшын представляется следующим образом: алазон> ализон >алзон >алсын >алшын. Сам по себе этноним алазон состоит из двух частей: Ала-др. - тюрк. « большой, огромный»; зон-букв. « сборище племён», «многочисленное, большое племя». (Т. Жанузаков). В основе этнонима алан также лежит др. - тюрк. слово ала «большой, огромный», которое оформлено словообразующим аффиксом – н -. Стало быть, можно говорить, что и этноним алан имеет значение «многочисленное, большое племя». Если же учесть временные рамки существования этнонимов алазон(6-3вв. до н.э.) и алан(2в. до н.э. - первые века н.э.), то прийти можно к выводу, что этноним алан представляет из себя фонетический вариант этнонима алазон. Алазоны действительно были частью алан. Об этом свидетельствует древнегреческий автор Дионисий Перигет (Эйхвальд). Аланами считает алазонов и сам Эйхвальд. В этнониме алазон пропущен аффикс – н - после слова ала, т.к. его заменяет др. - тюрк. слово зон/дьон/дон в значении «народ, племя».
Относительно семантики слова алан в науке существует ряд мнений. Некоторые сторонники ираноязычности алан утверждали, что этноним алан образован от др. - иран. слова ариана—« ариец, благородный» (СЭ, М-Л.,1947). Сторонники тюркоязычия алан выводят этноним алан от:1) от тюркского слова огълан-олан-улан «сын, мальчик» (Хабичев М.А.);2) от тюркского слова алан в значении «открытое место в лесу, поляна» (Хабичев М.А.);3) алан-букв. « степняки» или «люди, живущие в степи», от слова алан «равнина, долина» (Мизиев И.М.);4) алан - фонетический вариант др.- тюрк. слова алуан/албан «изворотливый, миловидный, красивый». Это значение этнонима алан подтверждается сообщением А.Марцеллина о том, что «почти все аланы высоки ростом и красивы видом, волосы у них русоватые, взгляд, если не свиреп, то всё-таки грозен». (Закиев М.З.);5) алан—от тюркского слова ала «гора», плюс аффикс – н -. Стало быть, алан—букв. «горец, горцы». Так, например, очевидец и современник алан, оставивший об аланах ценнейшие сведения, византийский историк IV в. Аммиан Марцеллин писал: «Аланы... получившие свое имя от гор» (Байрамкулов М.А.).
Выяснив генетическую взаимосвязь между алазонами и аланами, можно уверенно говорить об аланском происхождении казахов-алшынов, история которых очень занимательна, прежде всего, тем, что этнические имена казахов Младшего жуза практически не встречаются в известных исторической науке документах по истории тюркских народов. Данное обстоятельство привело многих исследователей к заведомо ошибочным гипотезам относительно происхождения многих казахских племён Младшего жуза. Например, российский учёный Н.А.Аристов связывал происхождение племени алшын с западными динлинами, которые в ходе своей истории смешались с тюрками и угро-финнами. Другие исследователи связывали историю казахов-алшынов с др. - тюрк. племенем ашино. (Бернштам.А., Аманжолов С.). Большинству же племён и родов алшынского объединения было предписано аргынское, найманское, кипчакское (все средний жуз), дулатское, канглийское (старший жуз) происхождение. (Востров В.В., Муканов М.С.). Это, по мнению автора этих строк, в корне неверно. Данное обстоятельство привело автора к решению написать работу, которая пролила бы свет на действительное происхождение казахского племенного объединения Алшын.
Дальнейший материал будет представлен в виде словарных статей о казахских племенах Младшего жуза. Это позволит вам, дорогие читатели, поближе познакомиться с историей каждого, отдельно взятого алшынского племени или рода.

Родоплеменная структура казахов-алшынов выглядит следующим образом:

Состав племенного союза:

Родоплеменная группа Алимулы: каракесек, карасакал, кете, торткара, шекты, шомекей;
Родоплеменная группа Байулы: шеркеш, ысык, байбакты, маскар, алаша, тана, кызылкурт, таз, адай, бериш, есентемир, жаппас, алтын;
Родоплеменная группа Жетиру: тама, табын, кердери, кереит, жагалбайлы, телеу, рамадан.

1)Адай—название племени объединения байулы. История этого племени, по мнению большинства историков, связана с дахами(Аманжолов С.,Востров В.В., Муканов М.С.), которые по А.Марцелину « были предками алан». Сам по себе этноним адай распадается на две части: префикс «а», который был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы); и собственно этнонима дай/дах. Аланское происхождение казахов-адаев подтверждается сообщением Якоба Рейнеггса-путешественника 18в., который пишет: « …в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…». ( Мизиев И.М.). Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы этей и эдек в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима адай (фонетический вариант адак; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)). К этому стоит добавить следующее: а) в Северной Осетии находится гора Адай-кух; б) в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай. Эти данные свидетельствуют также о том, что предки современных адаев когда-то проживали на Северном Кавказе, т.е. на территории, где обитали аланы с 1в.н.э. Существует также мнение о том, что этноним адай является трансформированной формой названия древнего телеского (гаогюйского) племени Адйе/Аде/Ады(Нурмагамбетов А.). Не исключена так же возможность связи этнонима адай с аланским племенем Ас через чередование согласных звуков – д/з -, характерного для тюркских языков. Сравни: адай—азай—асай.

2)Алаша— название племени объединения байулы. Этноним состоит из двух частей: ал/ала—«большой, огромный», «гора»; аша/аса—«асы».Стало быть алаша/аласа—букв. «асы» или «горные асы». С.Аманжолов связывал этноним алаша с названием др.-тюрк. народа Халадж/калач/алач. Ряд учёных считает халаджей осколком среднеазиатских эфталитов. На основании сопоставления этнонимики и начертаний тамг исследователи ВостровВ.В. и Муканов М.С. считают алаша выходцами из средневековых найманов (баганалинцев). Вместе с тем у рода алаша есть тамга сходная с тамгой племен Старшего жуза — албан и дулат. Более того у племени алаша есть отделение коныр-борик, а у племени албан род коныр-борик. Все это говорит о древности племени алаша и сложном составе его этнических компонентов. Предпочтительней вести происхождение племени алаша/аласа от аланов-асов, т.к. этническое имя Ас/Алас упоминается арабским учёным Абулфедой, как название аланского племени. Название кипчакского рода улаш/алаш упоминается в др.-русс. летописи. (Баскаков Н.А.). Байрамкулов А.М. в своей монографии «К ИСТОРИИ АЛАНСКОЙ ОНОМАСТИКИ И ТОПОНИМИКИ» упоминает название асского племени олас, жившего в 13веке на территории современного Крыма, а также название шапсугского рода (Западный Кавказ) аласе, отмечая при этом, что частица –ал- в этнониме алас (Абулфеда) является не арабской частицей, а др.-тюрк. словом – ал-. Слово ал означает на тюркских языках, в том числе и у кар.-балк. «передний». (Байрамкулов А.М.)

3)Алим/алимулы-- название родоплеменной группы в составе алшынского союза племён. Небезынтересно будет узнать, что родоплеменная группа алим или алимулы внутри казахов-алшынов напрямую связана с аланами, т.к. их этническое имя представляет из себя фонетический вариант этнонима алан. Трансформация этнонима алан в алим представляется следующим образом: алан-алам-алим. В доказательство своих слов приведу следующие данные: а) в составе родственного, соседнего народа туркмен существует мелкое племя олам и род алам в составе туркменских племён салыр и ёмут. Происхождение этнонимов олам и алам большинство исследователей связывают с именем средневековых алан или асов, живших в 9-10вв. на берегу Сарыкамышского озера (Бахтияров А., Васильева Г.П., Атаниязов С., Толстова Л.С.). К этому можно также добавить название родовой общины холам в составе северокавказского народа балкарцев, в этногенезе которых не последнюю роль сыграли и аланские этнические элементы. Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы алим-олам-алам-холам похожи друг на друга, и представляют из себя фонетические варианты этнонима алан; б) в связи со всем этим нужно отказаться от трактовки этнонима алим с арабского, как галим/алим «знающий, просвещённый». В истории кочевых тюркских племён на территории Казахстана не известны случаи, чтобы в основу названия родоплеменного союза легло бы арабское слово (ср.: огузы, канглы, печенег, кипчак, уйсун, найман, кимак, карлук, дулу, керей, и др.). Стоит также заметить, что алшынский союз племён состоит из трёх родовых объединений: алим, байулы и жетиру. Этнонимы байулы и жетиру восходят своими корнями к названиям древних тюркских племён баегу-байырку и сеянто-жетиоба. (Казак шежереси. - А-А., 1994г.). При этом нужно учитывать, что казахи-алимы считаются старшими в алшынском союзе племён. А это влечёт за собой вывод, что этноним алим должен иметь не менее древнее происхождение. Учитывая вышесказанное нужно признать, что в основе этнонима алим лежит название древнего народа аланов. Это объясняет старшинство алимов в алшынском союзе племён.

4)Алтын—название племени объединения байулы. Алтын—это фонетический вариант этнонима алшын, где ал,/ала - «большой, великий»; тун/тын-фонетические варианты др. - тюрк. слова зон-чон-дьон-дун в значении « народ, люди». На идентичность родоплеменных названий алшын и алтын указывал в своё время и известный казахский языковед С.Аманжолов. По мнению Вострова В.В. и Муканова М.С., алтын вместе с есентемирами и серкешами являются выходцами из найманов, о чём свидетельствует начертание тамги алтынов, в основе которых лежит общенайманская тамга. Этот род, по их мнению, возник сравнительно недавно, ибо первые известия о нем относятся к середине ХVIII в. Заключению казахских этнографов противоречит запись в др.-русс. летописи, где упоминается кипчакский род алтунопа/алтыноба.(Баскаков Н.А.).
5)Алшын—общее собирательное название всех казахских племён и родов Младшего жуза. По мнению лингвистов Джанузакова Т.Д. и Кенесбаева С.К. в основе этнонима алшын лежит название скифского племени алазон, которое в 6-5вв.до. н.э. проживало на берегах Чёрного и Азовского морей. Трансформация этнонима алазон в алшын представляется следующим образом: алазон> ализон >алзон >алсын >алшын. Сам по себе этноним алазон состоит из двух частей: Ала-др. - тюрк. « большой, огромный»; зон-букв. « сборище племён», «многочисленное, большое племя». (Т. Жанузаков). Ряд учёных считают, что слово алазон/алзон/алшын—это фонетический вариант этнонима алан. (Хабичев М.А., Байрамкулов М.А., Джанузаков Т.Д. , Кенесбаев С.К.). Существуют также мнения о том, что этноним алшын связан с динлинским народом страны Алакчин (Аристов Н.А.); с тюркским племенем ашино. (Аманжолов С.).

6)Байбакты—название племени объединения байулы. На основании сопоставления этнонимики и начертания тамг Востров В.В. и Муканов М.С. считают, что байбакты, с родственными им родами берш и тама, являются прямыми потомками средневековых кыпчаков (половцев). В этой связи обращает на себя родовое подразделения байбакты – токсоба. По сообщениям Бейбарса и Ибн-Халдуна, а также древнерусских летописей, род токсоба значится первым в племенном составе древних кыпчаков. Сравните, в составе каракалпакского народа есть племя кипчак, боевым ураном –кличем которого является «Токсоба». Такой же уран имеется у башкирских кипчаков. Аланские корни байбактинцев (досл. «род, племя Бай» или «богатый, знатный род») выступают в имени генеалогического родональника этого рода—Аскар (аск(и)+ар «асские мужи, люди»). Существует также мнение, что племя байбакты возникло в результате дробления племени берш, в родовой структуре которого есть название родового отделения идентичное названию племени байбакты. Если это так, то это будет ещё одним веским доказательством в пользу аланского происхождения байбактинцев, т.к. казахи-берши, согласно историческим источникам, имеют аланское происхождение. (См. статью Берш).

7)Байулы— название родоплеменной группы в составе алшынского союза племён. Согласно историческим источникам этноним байулы связан с названием телеского племени баегу/байгу/багу/байырку. С.Аманжолов связывал этноним байулы с др.-тюрк. племенем бекулы/бекин, которое в связи с усилением киданей, ещё до возвышения монголов , ушло на запад. С тех пор кипчаки называли их несколько иначе, т.е. байулинцами. (Аманжолов С.). Родоплеменная группа байулы имеет параллельное название кыдырбай, которое некоторыми исследователями связывается с названием булгаро-хазарского рода Кыдыр/кудургур.(Кондыбай С. и др.).Булгары же и хазары как известно включили в свой состав многие аланские племена. Примечательно, что до недавнего времени главным байулинцевым родом считался род адай.

8)Берш/бериш—название племени объединения байулы. Исторические источники упоминают среди булгар и хазар племя барсил/берсил, которое по сохранившейся генеалогической легенде имеет аланское происхождение: «В царствование византийского императора Маврикия из внутренней Скифии вышли три брата со своими родами. Один из них Булгар, прошёл к границам Римской империи, два других заняли страну алан, называемую Берсилия. Когда же над той страной стал господствовать чужой народ, они были названы хазарами по имени того старшего брата, которого имя было Хазарик.» (Плетнёва С.А.). Из легенды можно уяснить, как аланский народ берсилов/барсилов стал именоваться хазарами. Казахский род берш/берс представляет из себя усечённый фонетический вариант названия хазарского племени берс+ил, имеющего аланские корни. В составе кипчаков берсилы известны под именем бурджоглы/бершоглы. Этноним берш исследователи Востров В.В. и Муканов М.С. возводят к роду берч, входившего в состав средневековых кипчаков (в древнерусской летописи известны как “берчевичи”). Казахский лингвист С. Аманжолов первым отметил, что “египетские (мамелюкские) султаны Бейбарс (1260-1279 г.г.) и Калаун (1274-1290 г.г.) были кипчаки из рода Бржоглы, причём показания одного из них записано так: “Я от тюркского племени берча сын есть”. О вхождение бершей в состав кипчаков в ХII-ХIII в.в. свидетельствуют и другие источники.

9)Есентемир—название племени объединения байулы. Племя имеет гунно-аланское происхождение, на что указывают названия двух отделений этого племени—кон (кён) и тахашы. Кон (кён)—это фонетический вариант этнонима гунн/гунн; тахашы/тагашы—букв. «люди рода даха/дах». Дахи же по А.Марцелину « были предками алан». На древность племени есентемир указывает и родовой уран (боевой клич)—Алдонгар, в котором можно выделить основу алдонкасак>касог.

13)Каракесек—название племени объединения алимулы. Каракесек—это фонетический вариант этнонима каракасак, где кара передаёт значение «простой народ» (сравни: тюрк кара камаг бодун «тюркский родоплеменной союз» и игиль кара бодун «простой народ»); касак—название тюркского племени, досл. « светлые саки», от кыусак>касак>казак, где кыу «светлый», сак-название др.-тюрк. народа. (Закиев М.З.). Наиболее близким каракесекам-алимулы является крупнейшее племя Среднего жуза аргын, в составе которого имеется подразделение каракесек (свыше 20 % от общей численности аргынов в начале XX в.), происхождение которых связывается со «страной Аргу» в бассейне реки Талас. В период монгольского завоевания территории Аргу (1218-1219 г.г.) часть ее населения ушла на север и запад, возможно именно тогда каракесеки разделились на две части.( Востров В.В. и Муканов М.С). Байрамкулов А.М. в своей монографии «К ИСТОРИИ АЛАНСКОЙ ОНОМАСТИКИ И ТОПОНИМИКИ» упоминает названия аланских городов Касек и Касак, которые располагались на берегу Чёрного моря.( Байрамкулов А.М.). Эти названия городов созвучны с второй частью этнонима кара+кесек.

14)Карасакал—название племени объединения алимулы. Этноним состоит из двух частей: кара «простой народ», в парных этнонимах, например, карасакал—аксакал , компонент –кара- обозначает страны света: ак—«восток» или «юг», кара—«запад» или «север»; сакал—это сака «сак» плюс аффикс мн.ч. –л-. Стало быть карасакал—досл. «народ саков» или «северные саки». М.З.Закиев пишет следующее об этнониме сакал/сакалы: «Сакалы/сакали — вторичный тюркский этноним, образован при помощи
этнонимообразующего аффикса -лы. Сакалы — ‘племя с саками’. Сакалы зафиксировано и в записях Геродота как общее название многих скифов в форме сколот, где последний звук [т] к карачай-балкарскому окончанию множественного числа -та(р)/-ла(р), оставшаяся часть сколо восходит, по-видимому, к сакалы. Кроме того, Ибн-Фадлан отмечает, что среди булгар живет племя ъсклъ, по-видимому, это сакалы, но при редуцировании первого [а] перед [ск] неизбежно появляется редуцированный звук [а—ъ]: ср.: скафандр — тат. произн. ъскафандр.» На древнее происхождение племени карасакал указывает название родового отделения этого племени—Пусырман/писырман, в котором нетрудно разглядеть дахский/дайский род писсур; ман—досл. «народ, племя».

15)Кердери—название племени объединения жетиру. Этноним кердери исследователи возводят к гуннам-кидаритам, проживавшим в “Кердере –местности в области Хорезма или на границе ее с областью тюрок” (Якут). Это подтверждается и данными арабского историка Масуди о борьбе огузов с четырьмя тюркскими племенами, в числе которых значится племя наукерде (от иранского “нау” – ”новый”, “керд” – город). В Х в Аральское море называлось Кердерийским. Правобережная часть Хорезма также называлась Кердерийской, именно здесь археологами был раскопан город, называвшийся Янгыкент (“новый город”). Казахский род кердери родствен каракалпакскому роду кердерли, также ведущего своё происхождение из Приаралья. Кердери - вторичное название древних юэчжей-кидаритов. Самоназванием же юэчжей служило имя астохар. (Ю.А.Зуев). Участие юэчжийских или астохарских племён в этногенезе алан прослеживается и на археологическом материале. (Вайнберг Б., Мошкова). Вероятнее всего род курдер/кердер представлял из себя остаток среднеазиатских юэчжей-кидаритов, которые в 5 веке (418-468гг.) создали в Средней Азии собственное государство.

16)Кереит—название племени объединения жетиру. Этноним кереит восходит к средневековым кереитам (от монгольского хэрэйт – «вороны»), создавшие в XI-XIII в.в. в Монголии государство (1087-1202 г.г.). По Рашид-ад-Дину в состав кереитов входили рода алмат, дотоут, сахыят, тонкаит, хархыт. Наименование кереит, имена ханов, названия родов говорят о монголоязычности средневековых кереитов, хотя многие ученые считают, что их состав был смешанным – тюрко-монгольским. Однако то, что государство легендарного Ван-хана («царя Иоанна» в европейских источниках) возглавлялось монгольским родом хэрэйт не подвергается сомнению. Хан кереитов Тогорил и вождь монголов Есугэй-багадур (отец Чингиз-хана) были побратимами (анда), что не помешало войне монголов с кереитами (1198-1202 г.г.), в которой кереиты были разгромлены и подчинены Чингиз-хану, войдя в конечном итоге в население Монгольской империи: одни под своим именем кереит, другие под тюркизированным кирей, гирей, герей, третьи под именами племен, некогда входящих в состав государства кереитов: алмат (у алтайцев), сахыят (у хакасов), тонкаут (у тувинцев). С XIV в. часть кереитов по данным Мухаммед Хайдара входила в состав могулов Могулистана. В XV в. кереиты вошли в узбекское государство Абулхаир-хана. По свидетельству Ч. Валиханова кереиты после образования казахской народности вошли в состав Старшего жуза, но вскоре основная их масса отделилась от него и ушла к кереитам Узбекистана. Небольшая часть кереитов, оставшихся у казахов, присоединилась поколению Жетыру Младшего жуза. Следующее упоминание о кереитах, как уже о племени, входящим в Младший жуз, мы находим у М. Тевкелева (XVIII в.), а затем у А. Левшина. ( Востров В.В. и Муканов М.С). Тынышпаев М. считал, что кереи - осколки когда-то многочисленного и сильного племени керей, которое в самом начале происходило от гуннов, т.е. тюрков и с течением времени омонголилось. О происхождении (этнического имени) "керей" существует несколько разноречивых мнений. Летописцы Ра-шид-ад-дин, Абулгази, Наджип Гасымбек утверждают, что керей означает "черный" ("кара"). У одного уйгура все восемь сыновей были черными (черноволосыми), и их прозвали по-монгольски керейт, т. е. черными. Профессор Березин считает, что керей - ветвь манчжурского племени кари. Аристов предполагает, что свое этническое название керей получили по притоку р. Оде, что на севере Саянских гор. Приток тот так и называется - Керей. Я отдаю предпочтение первой версии, т. е. тому, что керей от слова "кара" ("черный"). (Тынышпаев М.)

17)Кете—название племени объединения алимулы. Первые сведения о кете относятся к XII в., где они упоминаются в числе 18 племен, подвластных киданям (кара-китаям), которые в 1120 г. под главенством Елюй-Даши приняли участие в походе на государство Караханидов. ( Востров В.В. и Муканов М.С). Существует также мнение, что племя кете своим происхождением обязано древнетуранскому народу хеттов, которые по словам Аристова Н.А: « вторглись в Каппадокию и распространили свою власть на Киликию и Северную Сирию тысячи за две лет до Р.Х».( Аристов Н.А.)

18)Кызыл-курт—название племени объединения байулы. Племя кызылкурт являлось в прошлом одним из основных родовых подразделений казахов Младшего жуза, входящего в поколение байулы. Байулы (дословно – «богатые потомством»)- племенной союз, включавший в себя 12 «руу» (родов): таз, адай, алтын, алаша, байбакты, берш, исык, кызылкурт, есентемир, маскар, серкеш, тана, жаппас. По народным генеалогическим преданиям прародитель племени кызылкурт является прямым потомком Бекарыса — основателя Младшего жуза. На основании сопоставления этнонимики и начертания тамг исследователи Востров В.В. и Муканов М.С. считают, что племя кызылкурт сложного происхождения. Об этом свидетельствует, прежде всего, тот факт, что кызылкурт, как подрод, есть у рода тама Младшего жуза и у рода оик племени ысты (Старший жуз). Причем с последним у них сходны даже тамги – (көсеу). Исходя из этих данных, считается, что племя кызылкурт является выходцем из племени ысты и что его часть, отделившаяся когда-то, присоединилась в качестве подрода к роду тама. Основные подразделения племени кызылкурт: емрей, олжаши, ерши, суба(саба). (Востров В.В. и Муканов М.С). Племени кызылкурт вполне можно приписать алано-асское происхождение, т.к. этноним ысты можно прочитать и как асты «род, имеющий в своём составе асов». То что в составе Старшего жуза имеются племена с алано-асскими корнями не должно удивлять нас, т.к. общеизвестно, что аланы и асы в древности проживали на территории Семиречья, например, юэчжи, самоназвание которых ас-тохары, усуни< ас-сун< ас-сюн

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 16351
Рейтинг:
  • 5

Реклама от партнеров: